Вы сейчас просматриваете Саха театр в годы Великой отечественной войны

Саха театр в годы Великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны театры Якутска были организационно объединены. Силами объединенного коллектива созданы спектакли о войне – «Партизан Морозов» В. Протодьяконова, «Долг» С. Ефремова, ист. пьесы «Сайсары» Д. Сивцева, «Манчары» В. Протодьяконова, драмы в стихах, основанные на фольклорном материале, а также «Русские люди» и «Жди меня» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» Н. Корнейчука, «Давным-давно» А. Гладкова. 

Репертуар Якутского театра обогатился новыми произведениями.

 В 1943 г. музыкальная драма «Нюргун Боотур» Д. Сивцева была поставлена в сотый раз, а средства, поступившие от этого спектакля, были перечислены в счет строительства танка «Нюргун Боотур».

Трагическим оказался второй набор якутской студии — в Ленинградский театральный институт в 1940 году, учащиеся которой со студенческой скамьи ушли на фронт и практически все погибли на полях сражений, во время блокады и обороны Ленинграда.

Летом 1940 г. республика направила вторую большую группу студентов для подготовки артистов в Национальный театр — во впервые созданную якутскую актерскую мастерскую при Ленинградском театральном  институте. для работы в качестве председателя отборочной комиссии из Ленинграда специально приезжала заместитель директора института С.М.Городецкая. Комиссия набрала 34 студента. Некоторые из них — М.Н.Авелов, М.А.Ермолаев, М.А.Бурнашев, А.П.Ларионова, Е.И.Мыреев, Ф.Г.Неустроев, В.Д.Павлова, А.И.Попов, И.П.Федотов, Ис.В.Попов до поступления в институт уже работали артистами Национального театра. 

Группа приступила к занятиям 15 сентября 1940 г. Профессор Е.К.Лепковская, работавшая педагогом якутской студии, вспоминала: «Словно свежий ветер ворвался в аудиторию. Словно запахло первым чистым снегом…пылающие румяные лица, что яркие цветы! Тридцать два веселых якута вверяли нам свою судьбу. они были готовы сейчас же петь, танцевать, создавать этюды, играть какие то роли — неважно какие. Важно играть!».

Творческую судьбу Ленинградской студии прервала Великая отечественная война. Многие студийцы в первые дни ушли на фронт. Один из них, «талантливый», яркий Егор Мыреев воевал под Ленинградом, стал известным снайпером, сразил свыше 60  фашистов и погиб, защищая подступы к Ижорскому заводу.

Оставшиеся, в основном девушки, оказались в блокаде и участвовали в обороне Ленинграда. Шестеро студийцев умерли в блокадном городе голодной зимой 1942 г. В феврале 1942 г. восьмерых истощенных девушек из «могучей студии», как любовно называла якутскую труппу педагог Е.К.Лепковская, работники института смогли переправить по «дороге жизни» через Ладожское озеро. До родины добрались семеро.

Мечту стать актером театра удалось полностью осуществить  лишь одной из всей Ленинградской студии — заслуженной артистке ЯАССР А.П.Ларионовой, дочери М.М.Ларионовой, известной артистки первой любительской национальной труппы, организованной в начале ХХ в. В.В.Никифоровым-Кюлюмнююр.

Трагической судьбе студентов посвящен спектакль «Кэрэ көмүскэлигэр» (В защиту прекрасного» по произведению народного поэта Якутии Ивана Гоголева-Кындыл. Режиссер Руслан Тараховский. Спектакль можно посмотреть в свободном доступе (ютуб-канал Саха театра).