Андрей Борисов об особенном значении 125-летнего юбилея Платона Ойунского

Андрей Саввич Борисов всегда отмечал: «Важно заметить, что юбилейные даты, связанные с именем П.А.Ойунского для Саха театра и для творчески талантливых людей имеют одну удивительную особенность – они открывают для них новые пути, новые творческие возможности».

В эти юбилейные дни Андрей Борисов высказал свое мнение об особенном значении 125-летнего юбилея Платона Ойунского:

— 125 лет — это среди исчислений юбилейных годов особенная дата. Потому что, когда государство, народ отмечает 50-летие, 75-летие, 100-летие выдающегося деятеля, то все это проходит, примерно, в одинаковой атмосфере. Потому что до ста лет еще живы люди, поколение того времени, каким-то образом соприкасались с этим деятелем. Платон Ойунский родился в конце 19 века и ушел из жизни в 1939 году. Когда в 2003 году отмечали 100-летие Платона Ойунского, то такие люди как Суорун Омоллоон, дочь Сардана Платоновна, дочери близкого друга и соратника Максима Аммосова были живы. Тогда писатели, ученые, например, мой отец, они воспринимали его очень близко, как лично знакомого через свою научную деятельность, культуру, искусство.

Я в своем творчестве, когда ставил спектакли по произведениям Ойунского «Мной оставленные песни», «Кудаҥса Великий», «Николай Дорогунов – дитя человеческое» и другие, мною он воспринимался, как знакомый, влияющий на меня интеллектуально, в духовном плане ближайшего современника. Тем более что Сардана Платоновна была рядом. Когда она посещала мои  спектакли по Ойунскому, как бы дыхание, дух Ойунского были рядом.

А в 125 лет — он уходит в вечность. Когда отмечали 110-летие, мы добились, чтобы назвали одну из планет его именем. То старшее поколение наших отцов и дедов ушли, соответственно, началась новая веха в осмыслении его творчества. Чем дальше время, тем история дальше отсылает то или явление культуры и искусства, тем более такого человека, как Платон Ойунский — человека планетарного личности, то взгляд уже меняется. Я уверен и считаю, что пришло новое время для Платона Ойунского с его восхождением в космическое пространство. Новая веха, потому что, если так посмотреть, то в 2005 году Олонхо было объявлено Шедевром мировой культуры, это как бы было декларацией. В 90-х годах прошлого века, когда Михаил Ефимович начал разворачивать огромную деятельность по возвращению забытых имен, то первым из них был Алексей Кулаковский, потом Платон Ойунский.

Когда мы отмечали в ЮНЕСКО столетие, и он вошел в календарь знаменательных дат ЮНЕСКО, а это всемирная информация и на весь мир его имя прозвучало. Но и это, прежде всего, было презентацией, импульсом для нового этапа осмысления жизни и творчества Платона Ойунского. Все эти этапы давали новые направления. Уже с 90-х годов в новейшей истории освоение и осмысление жизни и творчества Ойунского идет поступательно: от спектакля к спектаклю, от произведения к произведению, от литературных и научных открытий к новым открытиям. Даже олонхо «Ньургун Боотур», переведенный на английский язык, еще не был окончательным включением в мировой контекст культуры его имени и творчества. Это были шаги, которые давали развернуть этот процесс. И вот наступил триумф.

Наступил Триумф Ойунского в мировом масштабе. Сегодня, в эти дни 600-летний театр Пекинской оперы Куньцю ставит его произведение «Туйаарыма Куо» и показывает китайскому, потом якутскому, санкт-петербургскому, московскому зрителям. Азия разворачивает его творчество уникальнейшим хранителем великой традиции китайского народа, а молодой Театр Олонхо в гречкском Амфитеатре показывает «Кудангсу Великого» и греческий зритель с удивлением и изумлением открывает Платона Ойунского, как Еврипида, Эсхила, Софокла. Вот это есть разворачивание двух крыльев творчества Платона Ойунского от Азии до Европы. Вот это есть новое, не говоря уже о том, что режиссеры нового поколения и молодежь начинают трактовать его произведения каждый применительно к новым эстетическим воззрениям и взглядам. Гениальность и масштаб Платона Ойунского дают огромные возможности в настоящем и будущем.

Поэтому я считаю, что 125-летие Платона Ойунского – это новая веха.

 

Сейчас для меня становится ясно, что Платон Ойунский завещал нам самые главные незыблимые ценности, которые делают народ народом, общество обществом, государство государством. Прежде всего, он завещал нам родной язык саха, эпос, веру. Особенно про веру. Когда внимательно читаешь его статьи, высказывания, научную диссертацию, олонхо, особенно статью «Религия хайдах үөскээбитэ», давая дань идеалам того времени марксизму-ленинизму, тут же он разворачивает интересное высказывание, свое понимание, видение религиозного воззрения народа саха. Парадоксально говорит эзоповым языком: «Еврейдэр олоҥхолоругар Иисус Христос», намекая, что олонхо есть библия. Новые искатели веро-религиозных учений, каких-то постулатов делают по-своему большое дело. Но если посмотреть внимательно, то нашей библией является олонхо. Есть много эпосов в мире. Например, индийский эпосы «Махабхарата», «Рамаяна», киргизский эпос «Манас». Но наш эпос особенный. Недавно кандидат философских наук Валентина Чусовская своим исследованием доказала, что олонхо «Ньургун Боотур стремительный» является не только памятником эпического наследия, искусства и литературы, но и написано по законам классической религиозной драматургии. Платон Ойунский уже знал, что в будущем будут новые направления олонхо. Я читал его статью, написанный после посещения спектакля «Туйаарыма Куо» в Саха театре, в 20-х годах прошлого века. Он там дает первый импульс, говоря о том, что олонхо будет учреждением: «Бу тэрилтэ үйэттэн үйэҕэ барыахтаах уонна кэнчээри кэлэр ыччакка кэриэс буолар тэрилтэ буолуоҕа». Он имел в виду театр Олонхо, да намекнул о том, что не беспокоились о финансировании. Он авангардист, символист, мистик. В то время, когда его критиковали писатели того времени и называли его мистиком, символистом,  то, в принципе, они правильно называли. Поскольку все последующее развитие  культуры и искусства, особенно современности: и мистика, и символизм, и метафизика, и авангардизм — все присутствует в Красном шамане. Это потрясающе! Главным героем делает шамана, а в те времена, если вздуматься, шаман – это человек, который в балагане лечил людей, человек совершенно из другого мира. Через этот персонаж он создает искусство. И им написаны жанры, например, «олоҥхо-тойук», в «Туйаарыма-Куо» написано «олоҥхо-пьеса», в этом плане он предвидел появление Театра Олонхо и признал.

Возвращаясь к начальному тезису, хочется сказать молодому поколению, что надо еще более внимательно, все более скрупулезно относиться к его произведениям и открывать новые грани этого великого гения, нашего Гомера — Платона Алексеевича Ойунского.