Экспресс-интервью  автора пьесы «Белый бизон» Михаила Башкирова: Онлайн-премьера - вызов времени

— Михаил, добрый день! Перед премьерой очень хочется передать ваши мысли нашим зрителям и читателям, прошу ответить очень кратко на мои вопросы. Что вы хотели сказать этой пьесой?

— Это мой нелюбимый вопрос. Театр должен говорить за автора, а в тексте зритель и читатель может найти отношение автора. Если нужно театру, то я могу что-то добавлять, изменять. Поэтому стараюсь этого вопроса избегать. Если говорить о темах, то тут есть тема насилия, женской свободы. В каком-то плане семиитская какая-то и очень современная пьеса получилась. Такой пласт есть. Героиня, пытаясь обрести свободу, в каком-то смысле противостоит мужскому миру. Но она жертва, и все же пытается обрести свою судьбу, и сама предпринимает какие-то шаги.

— Ваша премьера выходит в необычное время, когда весь мир в связи пандемией попал в экстремальную ситуацию. И кажется, что ваша пьеса должна выходить именно в такое время, что чутье автора предвидело наше настоящее время. Когда вы задумали эту пьесу? 

— На самом деле предыстория такая. В 2017 году мы с Сергеем Потаповым задумали проект. У нас была мысль придумать интересную тему созвучную со временем. Монолог женщины по форме моноспектакля. Так получилось, что по своим научным делам в 2018 году я попал в Канаду, в город Виннипег. Это самая индейская часть Канады, даже всей Северной Америки. Там в местном баре познакомился и разговаривал с индейской девушкой. У нее была тяжелая жизнь с переломанной судьбой, примерно как наша героиня, но без кровавых подробностей. Эта самая настоящая, тяжелая североамериканская история. И этот образ засел в моей голове. В результате она стала прототипом моей пьесы, стала толчком и дала импульс к написанию пьесы. Был еще такой случай: мы с другом ездили в резервацию, которая находилась в двухстах километрах от Виннипега, и она произвела на меня большое впечатление. В пьесе описывается это реальное место. А место в пьесе переместился с Канады в Америку. 

Вы с самого начала хотели эту пьесу поставить в Саха театре?

— В театре опасно строить планы. Главное надо было сделать хороший текст.  И, слава богу, что постановка состоится в Саха театре. Я очень рад, потому что ждал, когда же будет постановка моей пьесы в Саха театре.

Что для вас важно в этой пьесе? 

-У меня нет определенного посыла в том, что для меня важно, что хотел сказать. По крайней мере сейчас, когда пересматриваю текст, есть ощущение апокалипсиса. С приходом 2020 года в мире пришло это ощущение. Апокалипсис вокруг и внутри нашей героини, и она становится его оружием. Это ощущение самое главное для меня. 

Спектакль впервые в истории Саха театра выходит в онлайн-режиме. Что ждешь от премьеры?

— Мне не очень нравится, когда в связи с карантином в интернете выставляют обычные спектакли в записи. Это не смотрится. На мой взгляд оттуда уходит живая энергия. А завтра будет не запись, а другой формат. Спектакль сыграется в реальном времени, здесь и сейчас. Но для режиссера и актрисы – это вызов. У актрисы Жанны Ксенофонтовой самая трудная задача – она не будет чувствовать энергетику зала, она будет биться с самим собой. Это сложно, но как опыт интересно. Мне кажется, что именно актерский вызов должен ей прибавить силу и энергию.

Не боишься реакции публики?  

— Волков бояться – в лес не ходить. Всем не угодишь. На мой взгляд, нельзя подстраиваться под публику и нельзя навязывать свое. Это такая тонкая грань.

— Есть мнение, что современный театр – это революционный театр. А что вы думаете о нем? 

— Я скажу со своей драматургической колокольни. Форма может быть любая: традиционная, новаторская, экспериментальная, абсурдная, шокирующая и т.д.  Для меня важно, чтобы в театре было про меня. Есть я – современный человек и я хочу даже в постановке классики было созвучие с сегодняшним временем, со мной. Тогда я подключаюсь, мне интересно, больно или весело, я проживаю. Это очень важно, потому что время и мы быстро меняемся. Констант вечности не всегда есть. 

Мне кажется, что онлайн-премьера «Белого бизона» исторический момент для Саха театра. Премьера будет мостом перехода театра в цифровое будущее. 

— Я думаю, что в Якутии это может осуществить только Сергей.

— И это связано с вами. Михаил, спасибо за интервью.

 

Надежда Осипова