Якутия Инфо: Любовь, Война, Цой: В Саха театре представят двойную премьеру

YAKUTIA.INFO. После восьми месяцев вынужденного закрытия из-за пандемии Саха театр откроется для зрителей двумя премьерными спектаклями. Причем на двух сценах, одна из которых совершенно новая. Театр, хоть и был закрыт, но ремонтные работы там были проведены.

Таким образом, малый зал в обновленном интерьере стал «Залом Алампы», а на четвертом этаже появилась экспериментальная площадка. На них и представят 25, 26 и 27 декабря свои новые спектакли Руслан Тараховский и Роман Дорофеев. Но еще примечательно, что репетиции впервые в истории театра идут параллельно на трех площадках. Помимо уже упомянутых пространств, на главной сцене над новым спектаклем работает Сергей Потапов. Но премьера его спектакля состоится несколько позже, уже в новом году. Если коронавирус позволит.

Для презентации зала Анемподиста Софронова-Алампы Руслан Тараховский выбрал одну из самых известных пьес Алампы «Таптал» (Любовь), которая, по словам режиссера, уже много раз была поставлена и поэтому нужно было придумать что-то не совсем обычное. Кстати, сюжет «Таптал» – это прочтение Алампой (или переложение на местные реалии) хрестоматийной пьесы Островского «Гроза». Тот самый луч света в темном царстве.

Что-то необычное рассказывает режиссер, получилось придумать во время вынужденной самоизоляции, во время чтения стихов Алампы. Хотя тогда ставить «Таптал» еще мыслей не было. А потом Руслан взял гитару, и музыка стала сама по себе рождаться, ложась на стихи. Получилось шестнадцать композиций. Сначала посетила идея записать альбом, но в руки попала пьеса «Таптал» и замысел перерос в соединение этой пьесы Алампы с его «музыкальными» стихами.

В спектакле Руслан Тараховский сам играет на гитаре, а по духу сочиненная им музыка напоминает такую легкую акустическую психоделию. Время от времени звучит и хомус – а куда без него? И хоть пьеса и реалистическая («Гроза»!), но спекталь местами получился (не в последнюю очередь благодаря сценографии и музыке) с такими почти сказочными элементами.

«Когда я взял пьесу, то у меня сразу в воображении родился музыкальный спектакль. Для постановки я пригласил поющих актеров. Вообще пьеса реалистическая, конечно, но мы при помощи стихов попытались подать ее поэтично. Долго репетировали, даже по Zoom, когда театр был закрыт. Сейчас нам всем особенно приятно работать, после долгой паузы. Актеры такие голодные», — рассказывает Руслан Тараховский.

В свою очередь Роман Дорофеев поставил на новой экспериментальной сцене спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова, посвященный 75-летию Победы. Должен он был выйти вообще-то еще к 9 мая. Потом сроки сдвинулись на осень, а теперь вот премьера уже под Новый год. Кстати, развязка этой пьесы происходит также в канун Нового года.

По сюжету трое незнакомых друг с другом молодых людей встречаются в одной квартире во время Блокады. Сначала они совсем молоды, затем друзья возвращаются с фронта и, вот им уже за тридцать. На протяжении трех действий. Любовь, куда же без нее, и здесь главная тема. На фоне взросления, эгоизма и терпения. Все вечные темы. Жизнь. Все происходит в одной и той же комнате, которая в спектакле превратилась в оцинкованную питерскую крышу (цинковый гроб?). На протяжении постановки играет музыка Цоя, а начинается спектакль с кадров хроники, где, помимо ВОВ, есть и другие войны. Пандемия… в каком-то смысле может быть тоже блокадой.

Роман Дорофеев: «Прочел пьесу на одном дыхании и сразу представил, что ее можно поставить. Но я для себя подумал, что это не просто про одну войну Великую отечественную войну. На любой войне есть блокада. Пусть Чечня или Афганистан. То есть я хотел сделать такую историю вне времени. Для меня главное, что люди находят свое счастье именно во время войны. Когда я читал пьесу, почему-то у меня в ушах играл Цой. Почему – не знаю. Поэтому в спектакле звучит музыка группы «Кино». Там и симфонические обработки и оригинальная музыка Кино. Цой жив».

– Вот так и бывает. Тем более в год тридцатилетия со дня его смерти, — добавляю я.

– Ничего себе. Я не знал. Значит это мне откуда-то сверху пришло.

– Очень возможно. А как тебе в целом новая площадка?

– Мне очень понравился этот зал. Многое можно сделать. Его можно по-разному трансформировать. Это действительно лаборатория. Он такой универсальный. И открылся он вовремя.