ЯКУТИЯ: Зоя Попова: Сказочные роли помогают жить и улыбаться

Почти два десятка лет заслуженная артистка РС(Я) Зоя Попова прослужила в Нюрбинском театре, а с 2000 года мы видим ее на сцене Саха театра. Но самую свою известную на сегодняшний день роль она сыграла в фильме Эдуарда Новикова «Царь-птица» — первом якутском фильме, получившем Гран-при Московского международного кинофестиваля. 


Зоя — значит «жизнь»

…Уходя на фронт, Гаврил Иванов оставил жену с маленьким ребенком на руках. Больше он их не увидел – голод и болезни, косившие в войну сунтарцев, свели в могилу и мать, и дитя.

Прошедший войну солдат нашел в себе силы жить дальше – женился на односельчанке Евдокии, у которой уже подрастал сын, и когда родилась дочь Зоя, вся семья на нее надышаться не могла.

Отец даже роды сам принял – это осенью было, в сентябре, когда все уже съехали из сайылыков, а Гаврил с Евдокией почему-то задержались. Позже отец, если ему случалось проехать с дочкой мимо того места, всегда ей говорил: «Вон в той юрте ты и родилась».

С малых лет Зоя проявляла характер. В 11 лет сама устроилась в сенокосную бригаду «поводырем» быка. Понесла обед сенокосчикам, и так ей там понравилось: двое детей быков водят, остальные работники сено сгребают, песни поют, смеются. Ее приставили к третьему – запасному – быку, и домой она пришла только вечером, объявив: «Завтра снова пойду». «Со спокойным быком справилась, а ну как ужалят его, взбесится – удержишь?» — спросила мама. «Удержу», — сказала Зоя и два-три года водила быков.

А отправляясь на учебу в другую деревню, она сама находила, у кого будет квартировать, хотя это было нелегко: семьи в то время – сплошь многодетные, и в каждом доме по два-три грызущих гранит науки «квартиранта».

«Я хочу стать актрисой»

Во всех школах она была на хорошем счету – прилежная ученица, спортсменка. Педагоги не сомневались в том, что она непременно станет учительницей. Знали бы они!

Когда в шестом классе на уроке русского языка Рея Павловна Максимова велела написать, кто кем хочет стать, Зоя с замиранием сердца вывела пером в тетради то, в чем боялась признаться даже ближайшей подруге: «Я хочу стать актрисой, желательно – киноактрисой. Если не получится – геологом». Потом несколько дней прожила в страхе: вдруг учительница зачитает это в классе? Слава богу, Рея Павловна молча раздала тетради.

А когда к ним приехал на гастроли Якутский драмтеатр, Зоя сделала первый шажок к своей мечте.

Сидя в переполненном зале крохотного клуба во время первого спектакля – давали «Кюэрэгэй» — девочка во все глаза смотрела на артистов, решив поделиться с кем-нибудь из них своей тайной. Если написать письмо, кто ответит? Выбор пал на Татьяну Ивановну Мырееву.

Всю ночь протрудившись над своим посланием, отдать его лично в руки она не решилась – передала через кассира. Но жизнь показала, что с адресатом она не ошиблась: Татьяна Ивановна вскоре написала ей, когда состоится набор в Щепкинское училище, как надо готовиться.

Удаганка у Кыыл Уола

Зоя все распланировала – после школы два года поработает в совхозе, а потом будет держать вступительные экзамены («школа – производство – вуз»). Кто же знал, что на пути претворения в жизнь этого плана встанет завуч, раздобывший Зое путевку на учебу! «Работать, говоришь, хочу? – наседал он. – Оглянуться не успеешь, как замуж выскочишь, детишки пойдут, и прости-прощай учеба!». Зоя стояла на своем: «Я с младших классов дома по-человечески не жила, хоть два года с отцом и матерью побуду».

Побыть с родителями довелось лишь год. На второй ее в приказном порядке «вытащили» с родного участка в Эльгяй: директор клуба ставил для районного смотра «Лоокут и Нюргусун», назначив Зою на главную роль, председатель спортсовета следил за ее тренировками к «Играм Манчаары», а секретарь комитета комсомола подключил к общественной работе.

При этом она еще танцевала в ансамбле Сергея Зверева-Кыыл Уола. Он доверил ей танец удаганки, а однажды сказал во всеуслышание: «Она и тойук осилит». «Я не умею», — опешила Зоя. Великий земляк не замедлил с ответом: «Якутка – и тойук не поешь? А еще артисткой стать хочешь». Как он догадался? Готовая провалиться сквозь землю от стыда, Зоя сделала все, что от нее требовали.

Москва – любовь моя

Отработав два года, Зоя приехала в Якутск на экзамены, где с первого тура пребывала в панике: ей ничего не давали дочитать – ни стихи, ни басню, ни монолог. А спросить, что она делает не так, было не у кого.

После третьего тура вывесили списки поступивших. Увидев в нем свое имя, она не поверила глазам, спросила у кого-то: «Что тут написано?». «Иванова Зоя», — ответили ей.

На курсе она оказалась едва ли не самой старшей и среди девушек, и среди парней. У парней, кстати, был недобор, и вскоре объявили: ждите – будет новенький. Девчонки моментально загорелись любопытством, она же, взирая на все с высоты прожитых 22 лет, осталась в стороне от общего ажиотажа – новенький так новенький, эка невидаль.

Новенький – Фадей Попов – явился на занятия в черной рубашке, глядел насупленно из-под черных бровей.

Как-то раз, стоя впереди двоих парней – Пети Андреева и этого новенького, Зоя внезапно почуяла, что кто-то дует ей в затылок. Обернулась к Пете: «Ты чего?». Он возмутился: «Это не я!». А новенький стоял с самым серьезным видом.

С таким же серьезным видом он, оставшись один после занятий своей группы, на вопрос Зои: «А что ты тут сидишь?» — отвечал: «Сейчас пойду», — и шел за ними. За ней. Но поняла она это не сразу…

К лету 1974 года у нее был не только диплом, но и муж с дочкой.

«Детей бросила и разъезжаешь?!»

Распределили их в Нюрбинский театр. Правда, режиссер Федот Потапов пробовал уговорить Зою и Фадея остаться в Якутске, но она была настроена решительно – только Нюрба!

На новом месте спектакли пошли один за другим – «Сайсары», «Сыгый Кырынаастыыр», «Проделки Долумы»… Была среди них и нелюбимая роль в «Московской невесте». Вернее, не роль нелюбимая, а белокурый парик и грим. Но режиссер Спартак Иванович Слепцов был неумолим: «Как ты без парика русскую девушку играть собираешься?». Приходилось терпеть.

Но терпеть приходилось не только это. После спектаклей зрители любили поговорить с актерами за жизнь: «А где вы все работаете? Да мы не про эту работу спрашиваем, а про настоящую. Как, только в театре? Разве ж это работа! А детей у тебя сколько? И ты их одних в Нюрбе бросила, а сама по районам разъезжаешь?!».