Вы сейчас просматриваете SakhaLife: Легенду о матери манкурта поведала со сцены Софья Баранова

SakhaLife: Легенду о матери манкурта поведала со сцены Софья Баранова

Вчера на малой сцене Саха театра им. П.А. Ойунского прошел часовой премьерный моноспектакль Софьи Сергучевой-Барановой «Мать манкурта», рассказавшей печальную легенду о матери и ее сыне, превращенном врагами в беспамятное существо — манкурта:

В одной сарозекской легенде рассказывается о Найман-Ане — матери манкурта. В давние времена жуаньжуаны захватили земли найманов. В одном бою к ним попал раненый Жоламан. Они сделали из него послушного беспамятного манкурта, раба. Для чего обрили ему голову, надели на нее обруч из верблюжьей кожи, бросили в пустыне на солнцепеке. От мук врастающей в голову сохнущей верблюжьей кожи, пленники проклинали день своего рождения, мать и Бога. Выжившие были уже не человеком, а «чучелом» без собственного «я», без памяти о Родине, семье, детстве. Они служил хозяину, как собака, пасли стада верблюдов за еду и не снимали шапку с изувеченной головы. Таким стал Жоламан.

Узнала Найман-Ана, что сын ее жив, но стал манкуртом. С надеждой она отправилась в степь. Напрасно рассказывала она сыночку о прошлом, об убитом жуаньжуанами отце его Доненбае, называла его Жоламаном. Он твердил, что его зовут манкуртом, и дело его жизни – быть здесь пастухом. Не раз мать на верблюдице Акмае навещала сына. И решила увезти его к своим. Пусть он останется таким, не помнящим родства. Зато люди увидят, сколь злы жуаньжуаны, вновь пойдут в бой. Один жуаньжуан ее чуть не убил. Он же уверил манкурта, что она никакая ему не мать. Эта женщина хочет снять с него шапку, «отпарить ему голову». И тогда манкурт выстрелил матери в сердце из лука. Слетел с ее головы белый платок, стал птицей Доненбай, повторявшей: «Вспомни, чей ты? Твой отец Доненбай!» Место ее погребения люди назвали Материнским упокоем…

Предлагаем отрывки из занимательного спектакля, поставленного Василием Борисовым: