1905

Бурная волна революционных событий 1905 года в Якутии повлекла за собой особенно широкий размах культурно-просветительской деятельности. Драматические кружки, руководимые ссыльными социал-демократами, клуб Общества приказчиков, объединивший трудовое сословие Якутска, Общественное собрание, где подвизалась городская чиновная знать, общество распространения просвещения в Якутской области, куда входили якуты и русские, и, наконец, Инородческий клуб, где впервые получили возможность общаться на политической и культурной почве различные слои коренного якутского населения — все эти организации и клубы объединяли театральную общественность. Особое же внимание стали привлекать начавшиеся в ту пору концерты и спектакли на якутском языке.

1906

«В 1906 году 3 января в городе Якутске, в клубе приказчиков показали театральную постановку на якутском языке в 3 действиях на основе олонхо «Бэрт киһи Бэриэт Бэргэн» («Удалой молодец Бэриэт Бэргэн»). Это был первый спектакль на якутском языке. Спектакль прошел с большим успехом. В зале было яблоку негде упасть, во время действия зрители почувствовали себя словно во время национального праздника ысыах, царила радостная оживленная атмосфера. На самом деле, это был очень торжественный момент в культурной жизни саха».

1910

С возникновением любительского театра начинается освоение новых форм. Первые самодеятельные спектакли начали ставиться с 1910г. 10 июля 1920г. Якутский районный комитет постановил национализировать и передать в распоряжение отдела народного образования помещение бывшего Клуба приказчиков. В нем работало несколько театральных трупп, созданных политическими ссыльными.Так в Якутии появился первый Народный театр.

1925

Благодаря распространению театральной самодеятельности в Якутии, создавались предпосылки для создания национального профессионального театра. В апреле 1925г. Бюро общества «Саха омук» приняло специальное постановление об организации национальной труппы на базе Народного театра в Якутске. Был осуществлен первый набор из лучших участников художественной самодеятельности и 17 октября 1925г. якутская труппа выступила со своей первой постановкой «Злой дух» по комедии Н. Неустроева. Этот день считается основанием первого якутского профессионального театра.

Первым директором национального театра стал поэт и драматург, один из основоположников якутской художественной литературы, политический деятель А.И. Софронов — Алампа. Режиссером приглашен Д.Д. Большев, организатор самодеятельного театра в г. Вилюйске. Основой репертуара стали произведения А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева.

1930

В 1930г. Якутский театр стал театром — студией. А в 1934г. состоялся первый выпуск студийцев из 12 человек, среди которых Д. ХодуловП. Решетников, В. Саввин и другие. Это были артисты – самородки, которые вошли в историю театрального искусства Якутии.

1933

Первым профессиональным режиссером театра был С.А.Григорьев, выпускник ГИТИСа, который проработал главным режиссером с 1933 по 1958годы.

1934

В 1934г. театру присвоено имя основоположника якутской советской литературы, общественного деятеля и ученого-лингвиста Платона Алексеевича Ойунского.

1936

В 1936г. 20 человек окончили якутскую студию Московского государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского. Впервые в театре стали работать профессиональные артисты.

В советский период Саха театр осваивал русскую и западноевропейскую театральную эстетику и продолжал развивать национальный репертуар.

С 1963 по 1982 годы театром руководил режиссер Ф.Ф.Потапов, поставивший ряд интересных спектаклей. В это время театр активно осваивал эстетику поэтического театра, ставшего популярным в России.

1982

Пришедший на смену Ф. Потапову в 1982г. Андрей Борисов (выпускник ГИТИСа, курс Андрея Гончарова) продолжил начатое дело и в то же время сформировал принципиально театр нового качества — эпический театр. Множество фестивалей, гастролей по стране и за рубежом привлекают зрителей яркой самобытной поэтикой театра Олонхо, к которому, как к желанному берегу, режиссер Андрей Борисов идет всю свою жизнь.

1986

В 1986г. за спектакль «Желанный голубой берег мой…» Ч.Айтматова театр удостоен Государственной премии СССР, а в 1998г. спектаклю «Король Лир» Андрея Борисова присуждена Государственная премия РФ.

1995

В 1995г. получил статус академического театра.

2000

В 2000 г. театр переехал в новое собственное здание по адресу: улица Орджоникидзе, 1.

2002

В 2002 г. – театр за спектакль-олонхо «Кыыс Дэбилийэ» получает специальный приз театральных критиков Национального театрального фестиваля «Золотая Маска».

2005

2005 г. – спектакль режиссера С.С. Потапова «Макбет» Э. Ионеско удостоен специального приза «За яркий артистизм и сочетание национальных традиций с поэтикой европейского авангарда» Национального театрального фестиваля «Золотая Маска».

2007

В 2007-2010 гг. главным режиссером театра работает С.С. Потапов.

2010

С 2010 г. по наши дни главным режиссером театра является Р.И. Тараховский.

2013

2013 г. – заслуженная артистка РСФСР, народная артистка РС(Я) Анна Ивановна Кузьмина удостоена почетной премии Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

2017

В 2017 г. народный артист РФ, РС(Я), лауреат Государственных премий СССР, РФ, РС(Я) имени А.Е. Кулаковского Андрей Саввич Борисов удостоен специальной премии Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»

2022

С 2022 г. член Ассоциации национальных театров России.

В настоящее время труппу театра составляют выпускники пяти поколений Московского высшего театрального училища им. М.С. Щепкина при Малом театре СССР, Дальневосточного института искусств, Хабаровского института культуры, актерской студии при Якутском республиканском колледже культуры и искусства, и Арктического государственного института культуры и искусства.

Режиссерский состав современного театра представляет молодое поколение. Это Сергей Потапов — выпускник ГИТИСа ученик Марка Захарова, Руслан Тараховский ученик Андрея Борисова, которые продолжают добрые традиции классического театра и внедряют новые течения экспериментального театра.

Придя к своим корням, обогащаясь современным европейским искусством, Саха театр сегодня продолжает свой путь, заняв свою нишу в мировой художественной культуре, как евразийский классический театр народа саха.