Вы сейчас просматриваете SakhaDay: «Суд» над адвокатом

SakhaDay: «Суд» над адвокатом

В Саха театре в рамках впервые стартовавшего проекта «Современная драматургия на сцене театра» проходит показ спектакля «Таптал суппут куората» по мотивам современной драмы известного якутского писателя, судьи Александра Седалищева в постановке заслуженного артиста Якутии Василия Борисова. Для Василия Борисова это первая режиссерская работа на большой сцене. В его копилке постановщика также четыре спектакля на малой сцене.

Закон и милосердие

Примечательно, что проект начался именно с произведения Александра Седалищева (о судебном процессе на реальных событиях), хотя в списке значатся еще с десяток творений различных авторов. Как объяснил руководитель проекта, народный артист России, лауреат государственной премии СССР и России Андрей Борисов, через судебный процесс они показали, что такое суд, закон, справедливость и, самое главное, милосердие.

Шекспир Шекспиром, «Глухой Вилюй» «Глухим Вилюем», но народу также нужна и современная драматургия, связь с нынешней жизнью, театр должен затрагивать и сегодняшние проблемы, уверен Андрей Борисов. Проект «Современная драматургия на сцене театра», по его словам, призван помочь зрителю выбрать правильный ориентир на жизненном пути, понять причины своей подавленности, душевного раздрая. По его объяснению, драматургия, ее язык, сюжет, диалоги на сцене театра превращаются в совершенно другое произведение искусства.

Философско-интеллектуальный спектакль

Особенно «совершенно внеплановый» спектакль «Таптал суппут куората». Если бы не Кафка с его головоломным «Процессом», с которым режиссер Василий Борисов проводит параллель, если бы не сюрреализм и абсурдизм, вплетенные в ткань спектакля, то эта постановка была бы намного проще и удобоваримее, хотя в ней подняты далеко не легкие вопросы – служение, верность долгу и высшему идеалу, бес/корыстность, честь; зритель на сцене увидел бы «просто» как проходит судебный процесс над подростком Таней Самойловой за воровство денег, совершенное ее пьющей матерью; к какому несчастью и тяжелым душевным страданиям приводит неблагополучная семья, безотцовщина; что «пресловутая система прогнила», как выразился главный герой «Процесса» Йозеф К.; как судья (Айаал Аммосов) пошел против системы, чтобы исполнить свой человеческий долг перед невинной душой; как помощник прокурора (Александр Борисов) пытается «подкупить» потерянную возлюбленную – адвоката Марию Сергеевну; как несчастна мама Тани (Матрена Седельникова). Не смирившись с уходом любимого, она потеряла себя, забывшись в вине. Конечно, спектакль – не эти частичные разрозненные перечисления. Но.

«Таптал суппут куората» оставляет необъяснимое чувство. На душе грустно (несмотря на финал и юмор в спектакле), смутно и странно. Вместе с тем, хоть и с трудом, ощущаешь полет мыслей, ассоциаций. Это как после прочтения «Мастера и Маргариты». Вроде перечитываешь-перечитываешь, но такое ощущение, что до дна не достаешь. Какая-то таинственная прорва.

Ночь. Фонарь. Лестница

Проекции с философски-поэтическими картинами-ребусами знаменитого бельгийского художника, одного из самого яркого представителя сюрреализма Рене Магритта, особенно изображения мужчин в черном пальто и черных котелках, символичный сон Татьяны и ее матери (влияние Фрейда на сюрреализм, слияние сна и реальности, жизнь как сон, явь есть сон, а сон есть явь, иллюзорность бытия, желание сюрреалистов посредством сна освободить «я» от невыносимой действительности), гнетущая атмосфера, определенная специфика пространства (например, лестница, возвышение, темнота, фонарь), без вины виноватые герои и разные отсылки создают такое ощущение, что «Таптал суппут куората» и «Процесс» Кафки происходят в одной вселенной – сюрреалистичной и абсурдисткой.

Для сюрреалистов не существует никаких рамок и ограничений, они свободны в полете фантазий, так поступает и режиссер Василий Борисов. Он в целом вкрапил в канву спектакля различные интересные элементы, неожиданные и, казалось бы, несовместимые, и от этого получилось очень оригинально и парадоксально.

Простить и помиловать

В спектакле показано противостояние механической бюрократической системы и «маленького человека». Четырнадцатилетний неповинный ребенок Таня Самойлова пошла под суд! Абсурд! Но в этой абсурдности жизни, в этом бессмысленном конфликте есть высшая инстанция – Бог.

Чем же закончился «процесс» Василия Борисова? Адвокат (Жанна Ксенофонтова), поставив на кон свою репутацию, произнесла на суде речь, которая и повлияла на решение суда. Хотя на исход дела воздействовало не только ее выступление. В целом, главным действующим лицом в этом спектакле кажется не Татьяна (студентка АГИКИ Матрена Горохова), а именно адвокат. Именно она двигает сюжет. Именно она, ее пронзительные слова остаются в памяти. И даже получается, что судили не Татьяну, а исключительно адвоката, судьба которой схожа с Таниной, но в отличие от нее, адвокат имеет грех, вину, которую она неожиданно для себя поняла, приняла и покаялась, поэтому Высший Судья прощает ее, «фоном» простив ее подзащитную Таню.

Чтобы понять спектакль «Таптал суппут куората», нужно духовно и интеллектуально потрудиться и тогда поднимаешься на качественно другой уровень. Спектакль переводится как «Город, где потеряна любовь». Главное, что сердце не потеряло Любовь.

Ксения АВЕРА

Подробности: https://sakhaday.ru/news/sud-nad-advokatom?from=copy