Вы сейчас просматриваете SakhaLife: Новый сценический облик знаменитого «Сайылык» Сиэн Өкөр

SakhaLife: Новый сценический облик знаменитого «Сайылык» Сиэн Өкөр

Побывали в малом зале Саха театра имени П.А. Ойунского на премьерном спектакле Сергея Потапова «Сайылык» в драматургии Семена Ермолаева — Сиэн Өкөр.

Как указано в афише, режиссёр решил поставить вариант пьесы, переделанный когда-то автором, Семеном Ермолаевым под известный мистический триллер 1992 года, режиссером которого и главным исполнителем роли стал Анатолий Васильев.

Летопись якутского кино, начинается и с этой знаменательной и неустаревающей одноименной киноленты наших кинематографистов, вобравших ситуацию одновременного стояния саха в мифе и современном рационализированном сознании. И где-то на этом перекрестье и разломе культур завязывается драматургия встреч, желаний и трагических надежд героев фильма и постановки.

Поэтому ожиданий у зрителей было много. Видимо хотелось увидеть сценический вариант животрепещущей темы возвращения домой «блудного сына», строившего ‘карьеру’ в Якутске, позабывшего родных на своей малой родине, но вдруг, на приближающемся закате жизни, вновь вспомнившего многое и многих из детства, и даже до боли знакомого с детства своего ‘тиэргэн иччитэ’, подколовшего праздного горожанина провидческим куплетом известной исполнительницы.

Дебютным выходом этого «мультиперсонажа» на якутскую сцену якутского режиссера, стала работа выпускницы VI студии «Щепки» — Анастасии Ивановой. Ей довелось сыграть важного атмосферного персонажа-трикстера, порой специально вводимого режиссёром в свои спектакли. В изначальном тексте пьесы и сценарии фильма таких ролей нет, но без них спектакль теряет привычную потаповскую многогранность, переплетающую гэг, иронию, подсознательный страх и трагифарс одновременно. Поздравляем её с значимым дебютом! Она прекрасно справилась со своими мультизадачами, заслуженно получив во время поклона букеты от подружек и самого Семена Ермолаева.

Спектакль дарит зрителю надежды, предварительно нагрузив размышлениями о смысле земного предназначения, нравственным мерилом которого становится для Сиэн Өкөр попадание человека после смерти в «чертог праведников» – Сайылык у саха или Һууму у эвенов.

Финал дарит от драматурга и режиссера надежду всем на лучшую долю, даже тем, кто оказался в царстве теней между срединным миром и сайылыком, убедительно показанных Иннокентием Луковцевым и Эдуардом Захаровым. Актерский состав как всегда режиссером подобран интуитивно точно, как и видимо задачи, поставленные Сергеем Потаповым, в том числе и перед главными героями, хорошо сыгранными Айаалом Аммосовым и Сергеем Балановым.

Над спектаклем работали:

Режиссер Сергей Потапов, сценограф Михаил Егоров, художник по костюмам Сардана Федотова, музыкальное оформление  Николай Павлова, постановка света Егора Иванова.
В ролях:   заслуженный артист РС(Я) Айаал Аммосов, Сергей Баланов, заслуженный артист РС(Я) Иннокентий Луковцев, Эдуард Захаров, народная артистка РС(Я), заслуженная артистка РФ Елена Сергеева-Румянцева, Анастасия Иванова, Ньургуйаана Шадрина, Александр Захаров, Григорий Иванов.

Предлагаем кадры с финала постановки и видео выхода артистов на поклон и возможность снова посмотреть нестареющий сюжет из якутского кино:

Алексей Пудов, фото автора, архив Саха театра